|
ПРОБЛЕМЫ ТЕПЛОВЫХ РАСШИРЕНИЙ ПАРОВЫХ ТУРБИН ТЭС ОАО "ИРКУТСКЭНЕРГО",
ОПЫТ УСТРАНЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Кузиванов Вячеслав Иннокентьевич, Буров Владимир Васильевич,
инженеры, производственно-ремонтная фирма "Иркутскэнергоремонт" ОАО "Иркутскэнерго",
Россия, 664050,г.Иркутск,ул.Байкальская, 259, а/я640 (3952)219-681,E-mail:vkuzivanov@ier.irka.elektra.ru
      Рассматриваются проблемы нарушения
тепловых расширений паровых турбин ТЭЦ "Иркутскэнерго" с примерами их
проявления и влияния на вибрацию в ряде наиболее интересных случаев. Даётся
оценка практической эффективности при-менения мероприятий по устранению
дефектов тепловых расширений.
      Контроль тепловых расширений цилиндров, паропроводов,
состояния фундаментов турбин и опорно-подвесных систем паропроводов т/а
ТЭС ОАО "Иркутскэнерго", как правило, проводится при выводе в ремонт и
при пусках после ремонта. Контроль осуществляется согласно инструкции
"Ор-ганизация вибрационного обслуживания оборудования электростанций ОАО
"Иркутскэнерго"" от 6.06.1998г, а также согласно РД 34. 30.506-90, РД
34.39.301-87, РТМ 108.021.102-85. Контроль выполняет персонал лабо-ратории
вибрации ПРФ "Иркутскэнергоремонт" совместно с персоналом ТЭС. Далее приводятся
примеры наблюдавшихся нами случаев нарушения тепловых расширений и их
проявлений.
      По данным обследования лаборатории вибрации ПРФ "ИЭР",
прове-дённым в 1999-2000гг, дефекты тепловых расширений имели:
14
трбоагрегатов |
Недостаточные
продольные перемещения корпусов (стульев) подшипников |
10
турбоагрегатов |
Недопустимая
разность расширений лап цилиндров "лево-право" по поперечным шпонкам |
11
турбоагрегатов |
Отставание
выхлопной части цилиндра от фундаментной плитыцилиндра низкого давления |
      В качестве
наглядного примера проявления и возможных последствий дефектов расширений
лап цилиндров по поперечным шпонкам можно при-вести результаты работ на
т/а №2 типа ПТ-25-90+ТВС-30 ТЭЦ-11. При пус-ке т/а после длительного останова
в 1999гг. разность расширений "лево-право" лап ЦВД по поперечным шпонкам
на 1 стуле составила 4.72мм. Вибрационное состояние агрегата при этом
на всех режимах соответствова-ло нормам ПТЭ! Задевания и скачков вибрации
при пуске не было, но на-блюдалось увеличение температуры рабочих колодок
№3,4,5 упорного подшипника.
      Анализ показал, что прослеживается линейная зависимость
темпера-туры рабочих колодок №3,4,5 упорного подшипника от разности расшире-ний
"лево-право" лап ЦВД. Т.е. в результате перекоса возникает перегрузка
отдельных сегментов упорного подшипника, что может привести, в случае
недостаточного контроля, к аварийной ситуации. Аварийной ситуации и за-деваний
в данном случае, судя по всему, не было только из-за увеличенных зазоров
по концевым уплотнениям. После ревизии поперечных шпонок раз-ность расширений
не превышала 1мм.
      Заслуживает внимания
динамика перемещения лап цилиндров по по-перечным шпонкам при пусках турбины
с холодного состояния. Лапы на начальной стадии прогрева двигаются навстречу
друг другу и только после начинают расходиться. Ниже на графике представлены
результаты, полученые при исследовании т/а ст.№1типа ПТ-80-130 Ново-Зиминской
ТЭЦ.
   
  Методы и способы устранения дефектов тепловых расширений опре-делены
"Методическими указаниями по нормализации тепловых расшире-ний цилиндров
паровых турбин" (РД 34.30.506-90).
      Дефекты расширений лап цилиндров по поперечным шпонкам,
выяв-ленные лабораторией вибрации на турбинах ТЭС ОАО "Иркутскэнерго",
устранялись путем ревизии поперечных шпонок с устранением на них сле-дов
натиров, деформаций и восстановлением формулярных зазоров. Вы-полненные
в указанном объеме работы обеспечили восстановление нор-мальных расширений
лап цилиндров по поперечным шпонкам. Состояние шпоночных узлов после их
ревизии можно считать удовлетворительным на период эксплуатации не менее
1 года. В связи с этим необходима организа-ция регулярного контроля перемещения
лап цилиндров по поперечным шпонкам в процессе эксплуатации т/а.
      Для восстановления нормальных перемещений корпусов подшипни-ков
при расширении цилиндров паровых турбин очень важно уменьшение трения
скольжения корпуса подшипника по фундаментной плите и исклю-чение трения
по продольным шпонкам. Выполнение этих мероприятий представляет большой
объем работ, связанный с выводом стульев и демон-тажем одного из цилиндров.
Как показывает опыт, это обеспечивает нор-мальную работу только на период
между двумя капитальными ремонтами. Этот срок увеличивает установка металлофторопластовой
ленты (МФЛ) на фундаментной плите по методике ВТИ. При этом МФЛ не только
обеспечи-вает улучшение скольжения корпуса подшипника на фундаментной
плите, но и компенсирует до определенных пределов дефекты поверхностей
скольжения стула и фундаментной плиты.
      Впервые в ОАО "Иркутскэнерго" МФЛ была применена при
капи-тальном ремонте т/а ст. №1 типа ПТ-80-130 Ново-Зиминской ТЭЦ (1999
г.). Установка МФЛ выполнена специалистами ВТИ. Перед ремонтом 2-ой стул
имел тепловое перемещение 2 мм вместо положенных 5 мм. Сравне-ние данных
по перемещению 2ого стула до и после установки МФЛ пред-ставлено на рисунках
3 и 3а соответственно.
      После установки МФЛ прекратилось скачкообразное расширение
2-ого стула, зависимость перемещения стула от температуры цилиндра стала
линейной, величина перемещения 2-ого стула стала соответствовать расчёт-ным
значениям.
      Положительный результат применения МФЛ в ОАО "Иркутскэнерго"
также получен после ремонта т/а типа ПТ-60-130 ст.№1 на ТЭЦ-6 в 2000г:
расширение 1-ого стула увеличилось с 23,9мм до 26,3мм и 2-ого стула с
3,3мм до 6,1мм соответственно. В настоящее время МФЛ установлена на 3
т/а ТЭС ОАО "Иркутскэнерго", планируется её дальнейшее применение.
      В то же время представляется весьма интересной возможность
при-менения металлокерамических покрытий поверхностей скольжения фунда-ментная
плиты, стульев и шпонок, предлагаемых НПЦ "Потенциал". Опыт их применения
на подшипниковых узлах получен в 2000г. на ИГЭС. По ут-верждению создателей
, их можно применять в данном случае. При их при-менении не меняется центровка
роторов агрегата. Безусловно, что данная технология должна пройти экспертизу
ведущих специалистов ВТИ.
      Однако уменьшения трения скольжения корпусов подшипников
по фундаментной плите и исключение трения по продольным и поперечным шпонкам
в ряде случаев недостаточно. Требуется устранение других при-чин, препятствующих
перемещениям цилиндров и опор при тепловых рас-ширениях (защемление паропроводов,
перегруженность опор цилиндров, нарушения работы опорно-подвесных систем
паропроводов и т.д.)
      Наглядным примером может служить т/а ст.№7 типа Т-100-130
ТЭЦ-9. Проведение капитального ремонта в 1997г. с выводом двух стульев
и вос-становлением поверхностей скольжения стульев и фундаментной плиты,
продольных, вертикальных и поперечных шпонок не обеспечило норматив-ных
значений перемещений стульев при пуске т/а из холодного состояния. При
пуске т/а наблюдалось затруднённое расширение цилиндров, требо-вавшее
останова пуска с последующим его прогревом. Т.е. требовалось соз-дание
дополнительных напряжений для перемещения стульев. По состоя-нию на сегодняшний
день: перемещение 1-ого стула не более 20мм, 2-ого стула 4,5мм при нормативных
значениях 24.5мм и 8мм соответственно. Не-достаточность абсолютных расширений,
по сравнению с т/а аналогичных типов, обусловлена недостаточным расширением
ЦСД. Расширение второго стула происходит с опережением левой стороны,
со стороны регулирования; Не возврат правой стороны второго стула в исходное
состояние после оста-нова т/а через месяц составил 1,2мм. В настоящее
время планируется прове-дение работ по нормализации расширений т/а.
      Серьёзной проблемой является коробление выхлопа ЦНД.
Возмож-ными причинами являются недостаточная жёсткость конструкции, разница
температур верха и низа ЦНД, нарушение расширений выхлопа по попереч-ным
шпонкам, пластическая деформация. изменение нагрузок по опорам цилиндров.
Следствием этого являются, снижение жесткости встроенных в выхлопной части
опор подшипников, расцентровка роторов с увеличением нагрузки на один
из подшипников с соответствующим ухудшением усло-вий его эксплуатации,
увеличенный и нестабильный уровень вибрации, трудности или невозможность
балансировки т/а.
      При устранении повышенного уровня вибрации, вызванного
короб-лением выхлопа на т/а типа ПТ-25,ПТ-60, ПТ-80 ЛМЗ, в качестве "опера-тивной
терапии" мы использовали от 2 до 4 комплектов парных клиньев, устанавливаемых
симметрично относительно оси турбины по обе стороны осевой шпонки. Высота
парных клиньев в каждом месте установки опреде-лялась исходя из величины
максимального отрыва выхлопа относительно фундаментной плиты с поправкой
+0.02-0.04мм. Следует отметить, что ве-личина коробления зависит от температуры
выхлопа.
      Результаты ряда выполненных работ представлены ниже.
     Анализ изменения вибрации т/а ВПТ-25-3+ТВ2-30-2 показывает,
что после установки парных клиньев по-прежнему происходит изменение жесткости
выхлопа при изменении теплового состояния т/а. Т.е. для обеспечения нормального
состояния т/а необходимо устранение причин коробления, установку парных
клиньев следует рассматривать как временную и вынужденную меру.
      Видно, что коробление выхлопа т/а ПТ-80-130+ТВФ-120-2
на величи-ну более 0,25мм. уменьшает жесткость передней опоры ротора генератора
почти в 2 раза.
      Следует отметить, что объём работ при устранении коробления
зави-сит от конкретного случая. На т/а ст.№ 12 типа ПТ-25-90 ТЭЦ-1 отрыв
уст-ранён после восстановления монтажных реакций опор цилиндра с обрезкой
и перемонтажа конденсатора. Тогда как после замены конденсатора и вос-становления
нормальных реакций опор ЦНД на т/а №2 типа ПТ-80-130+ТВФ-120-2 Н-З ТЭЦ
отрыв выхлопа остался.
      Возможной причиной коробления выхлопа на указанных типах
т/а яв-ляется нарушение расширения выхлопа по поперечным шпонкам в сечении
фикс-пункта турбины. Основанием для такого вывода является неподвиж-ность
основания выхлопа относительно фундаментной плиты при измене-нии температуры
выхлопа. По данным измерений при номинальной нагруз-ке после пуска т/а
с холодного состояния нами получены значения на "больных" т/а : выхлоп
т/а ВПТ-25-3 №9 ТЭЦ-1 расширился на 0.1мм., вы-хлоп ПТ-80-130 №3 Н-З ТЭЦ
расширился на 0.05мм.
7nbsp     Для выполнения контроля тепловых расширений цилиндров
и качест-венной диагностики состояния и расширений паровых турбин перед
ремон-том необходима аппаратура, позволяющая вести непрерывную автоматиче-скую
регистрацию углов поворота корпусов подшипников, фундаментных рам и ригелей
фундаментов, а также тепловых перемещений цилиндров. Только анализ данных
по уклонам может достоверно определить необходи-мость демонтажа цилиндров
и стульев для устранения причин недостаточ-ного расширения. Отсутствие
необходимой аппаратуры является основной проблемой в проведении работ
по контролю и диагностике дефектов тепло-вых расширений паровых турбин
ОАО "Иркутскэнерго".
|